«ЭТЛ», одна из немногих
компаний в регионе, имеющая допуск для работы
на особо опасных объектах.
Горячая линия
контроля качества
+7 (3452) 61-47-77

Еще 10 лет электричество дешеветь не будет

06.03.2012

Кажется, это было вчера: лето 2008-го, главный энергетик страны Анатолий Чубайс ликвидировал РАО «ЕЭС» и выставил на аукцион свое кресло. Ушло оно аж за 1,6 млн. руб. Единая энергокомпания перестала существовать. Сейчас многие говорят: реформы естественных монополий провалились. Энергетику, растасканную по компаниям, пытаются собрать, инвесторы убегают из водоканалов, и только у Газпрома все хорошо - но там никакой реформы и не было. Что же получается? Как остались от СССР монстры-госкомпании, так пусть и будут, трогать не надо?

ИЛЛЮЗИИ ПО ЧУБАЙСУ

Идея реформы электроэнергетики по Чубайсу была такова: отделить сети от станций. Сети оставить у государства, станции продать. В 2000 году Чубайс обещал: электричество подешевеет. Но энергия дорожает быстрее инфляции. Если в 2006 году, например, мегаватт-час у оптовиков стоил 250 рублей, сейчас - почти тысячу. И вот же парадокс. Правительство сдерживает тарифы для населения, но они все равно растут! Скажем, в 2001 году киловатт-час в среднем стоил 0,34 руб., сегодня - 2,5 - 3,5рубля. Рост в 10 раз за 10 лет!

Не решена и другая проблема. Хотя электричества в стране вроде бы избыток, мы им даже на экспорт торгуем, но к сети не подключишься.

- Напрямую к сети Мосэнерго нам не подойти, - говорит руководитель малого предприятия в Москве, пожелавший остаться неизвестным. - Нужно строить за свой счет линии, подстанцию, это несколько миллионов долларов, куда нам? Берем через фирму-посредника по 4 рубля за киловатт, и это еще дешево, с других дерут и по 6 рублей.

Заверения Чубайса, будто цены упадут, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин называет «иллюзорными» и указывает: еще лет 10 электричество дешеветь не будет.

- Во-первых, растут издержки. Скажем, газ прибавляет в цене по 15% в год, не обижают энергетики себя и зарплатами. Во-вторых, делается много инвестиций, а как их отбивать, как не через тариф? А конкуренции, которая, может, цены бы и сбила, пока нет, она будет, когда построят станций в избытке, но это случится точно не в этом десятилетии.

Теперь разбросанные по рынку активы собирают вновь под крылом крупных холдингов вроде Интер-РАО. Пикин уверен: РАО «ЕЭС» можно было бы и не «резать».

- Чубайс в 2008 году ушел, не оставив четких правил игры. Сложилась парадоксальная ситуация: игроки (то есть независимые компании, на которые раздробили РАО «ЕЭС») есть, а правил нет. Правила принимаются на ходу, но до сих пор придуманы далеко не все, - считает Сергей Пикин.

Лучше оставить все как есть?

Так что же получается: где реформировали, там все развалили, а где не трогали, все худо-бедно работает? Замдиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов так и считает: реформаторы не взвесили, что получится в итоге.

- Реформирование естественных монополий без оценки последствий губительно. В Газпроме технологически все пока хорошо, так как единую компанию не разделяли, а РАО «ЕЭС» было разделено и распродано, и в результате тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей уже выше, чем в США, а стоимость подключения к сетям стала самой высокой в мире.

Трудов считает, что никуда мы от естественных монополий не денемся - на то они и естественные.

- Лучше совершенствовать регулирование, чем пытаться поддерживать иллюзию рынка, - резюмирует он.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев с ним не согласен: реформы провели криво, но это не значит, что реформы - зло сами по себе. Плохо, что преобразования шли разными темпами, и если где-то рынок зарождался, то разбивался о нерыночные правила в другой монополии.

- Настоящей конкуренции на рынке не появилось, это недоработка государства, - считает он, сообщает Комсомольская правда.

Выполненные
объекты
Гриль-Бар «PEOPLE'S» г. Тюмень